Тексты
Информанты
Условные обозначения метаданных в имени файла
Возможности (просмотр видео, аннотаций, сортировка данных, поиск)

 

Тексты

Корпус включает спонтанную речь (монологи и диалоги), тексты, записанные на основе стимульных материалов (пересказы мультфильмов, рассказы по картинкам), а также, частично, материалы, полученные путем анкетирования.

Часть текстов представляет собой студийные видеозаписи, однако далеко не все информанты имели возможность или желание записываться в студии, поэтому в корпус вошли также тексты, записанные в учебных аудиториях или в домашних условиях. Это не могло не сказаться на качестве видеозаписей, но позволило получить достаточно много естественных и разнообразных по своему содержанию нарративов. При записи ряда текстов, для того чтобы максимально исключить влияние на речь информанта русского звукового языка, адресатом говорящего был носитель русского жестового языка. Однако при создании корпуса русского жестового языка мы не стремились к получению идеальных текстов, только на «чистом» жестовом языке, без вкраплений калькирующей жестовой речи, и только от «квалифицированных» носителей языка. Русский жестовый язык существует в постоянном и тесном взаимодействии с русским звуковым языком. Один и тот же носитель языка, в зависимости от обсуждаемой темы и условий коммуникации, может вообще не прибегать к кодовым переключениям, а может, наоборот, использовать значительное число конструкций, калькирующих русский звуковой язык. Кроме того, языковые компетенции разных носителей русского жестового языка (т.е. уровень владения ими грамматикой и лексикой этого языка) сильно разнятся. Большую роль здесь играют степень глухоты, возраст и условия усвоения жестового языка, уровень владения русским звуковым языком, соотношение объема использования глухим в повседневном общении русского жестового языка и русского звукового языка, разные представления о престижности жестового языка и т.д. Поэтому и тексты на «чистом» жестовом языке, полученные от носителей, владеющих большим словарным запасом, и тексты с вкраплениями калькирующей жестовой речи – это все проявления реального функционирования русского жестового языка на данном этапе его существования. К тому же тексты, включающие калькирующие конструкции, представляют собой важный материал для исследования взаимодействия русского жестового языка с русским звуковым языком, изучения механизмов переключения или смешения кодов и заимствований языковых единиц.

 

Информанты

В корпус включены тексты от носителей русского жестового языка – мужчин и женщин в возрасте от 18-ти до 63-х лет с разной степенью глухоты: глухих, слабослышащих и CODA (Child of a Deaf Adult – слышащих, являющихся детьми глухих родителей, первым родным языком для них является жестовый язык). Большая часть информантов в настоящее время проживает в Новосибирске; в прошлом некоторые из них длительное время проживали в других регионах Сибири: Томской, Кемеровской, Свердловской областях, Алтайском крае, Республике Алтай, Красноярском крае, Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Республике Хакасия и северо-восточной части Казахстана. Другая часть информантов постоянно проживает в Москве.  

От всех информантов, участвовавших в создании данного ресурса, было получено согласие на обработку персональных данных и использование видеозаписей.

 

Условные обозначения метаданных в имени файла

Имя файла в общем случае имеет следующий вид:

язык и место записи текста-вид текста-код информанта-код адресата-тип разметки

Язык и место записи текста:
RSL – русский жестовый язык (Russian Sign Language)
N – Новосибирск
М – Москва

Вид текста:
– анкетные материалы
b – пересказ по картинкам
d – диалог
j – интервью
m – пересказ мультфильма
n – спонтанный монолог

В случае, когда от одного информанта было записано несколько однотипных текстов, они обозначены под номерами, например: n1, b4, m3.

Код информанта:
буква s  с соответствующим номером

Код адресата жестовой речи:
d – носитель русского жестового языка
h – слышащий

Тип разметки:
std – стандартная разметка
dem – упрощенная разметка

Например, текст, представляющий собой спонтанный нарратив, записанный в Новосибирске от информанта s2, рассказанный в присутствии глухого, имеющий стандартную разметку, будет обозначен: RSLN-n-s2-d-std.

 

Возможности (просмотр видео, аннотаций, сортировка и поиск)

  • просмотр аннотированного видеотекста
    • изменение скорости воспроизведения видеозаписи,
    • повторное воспроизведение выделенного фрагмента видеозаписи,
    • растягивание строк с аннотациями;
Возможности, скриншот Возможности, скриншот
  • просмотр данных об информантах (пол, возраст, степень глухоты, места длительного проживания, возраст и условия усвоения жестового языка);
    Возможности, скриншот

 

  • сортировка текстов по метаданным (вид текста, место записи, обсуждаемая тема, год и месяц записи, информант);
    Возможности, скриншот
  • поиск лексем и грамматических показателей по аннотациям на выбранных слоях в отдельном файле/группе файлов, отсортированных по метаданным.
    Возможности, скриншот